Это интервью специально для фонда «Подари мне крылья» взяла наш замечательный друг Анна Чеховских. Анна увлекается виндсерфингом и однажды, тренируясь в Греции, написала в Фейсбуке, что завтра к ним на станцию приезжает слепой виндсерфер из Польши. Один из инструкторов обошел спортсменов  и предупредил о приоритете в движении для него. «Я очень рада, что все это возможно и происходит вокруг меня», — добавила Анна.
И мы рады, когда читаем такие новости. И хотим, чтобы о таких сильных личностях узнали как можно больше людей. Поэтому попросили Анну стать спецкорром нашего фонда!

Петру Дукачевски 52 года. Он родился и живет в Варшаве. В детстве в результате тяжелой болезни на 98 процентов потерял зрение. Оставшиеся два процента приходятся на темноту и свет. Больше Петр ничего не видит.
Собственно, на этом история болезни заканчивается. И начинается полноценная, яркая и увлекательная жизнь.
По образованию Петр социолог, но много лет работал журналистом, а сейчас возглавляет Ассоциацию спорта для людей с инвалидностью. Он много путешествует: Австрия, Италия, Швейцария, Франция. Обязательно – Испания, чтобы практиковать испанский и встречаться с друзьями. Кроме испанского Петр владеет английским. Еще он серьезно занимался шахматами: чемпион Европы и трижды вице-чемпион мира среди слепых. Среди спортивных увлечений – горные лыжи! И главная страсть Петра – виндсерфинг. Любовью к этому красивому, смелому виду спорта его заразил отец. «Да, конечно, можно было ограничиться плаванием, но только серфинг дает тебе это невероятное чувство свободы!» – объясняет он.

— Серфинг – это ведь почти как полет. Открытое море или океан, высокая скорость – и ты чувствуешь себя как птица.

— А каким вы представляете себе море?
— Если волны высокие, то я различаю что-то темное внизу и белое наверху. Вот так и представляю море – огромным и разных цветов.

— А вас не пугают падения – в виндсерфинге или на горных лыжах? — Да, иногда случаются действительно опасные ситуации, у меня было несколько серьезных травм, но, к счастью, я избежал совсем уж плохого опыта. Конечно, возникают проблемы с коленкой или с рукой – но это ведь экстремальные виды спорта, так что такое случается.

— Но… вы же не видите.
— Знаете, я читал интервью со слепым серфером из Бразилии – Дереком Рабело. Он говорил, что ему нужен помощник только на старте, а потом ему достаточно просто внимательно слушать океан. Я думаю, он реально хорош!
Я же всегда путешествую с друзьями и выхожу в море с сопровождающим. «Walkie Talkie», прикрепленный на плече, помогает быть в курсе того, что происходит вокруг – мой партнер информирует меня о ситуации: идем налево, прямо, направо…

— А в обычной жизни что для вас самое трудное?
— Конечно, в повседневной жизни у меня много трудностей. Это же естественно, да? Но сейчас современные технологии очень помогают слепым. Мой компьютер оснащен искусственной речью, в iPhone есть система «VoiceОver», которая позволяет получать информацию, читать, отправлять письма и смс. Безусловно, я нуждаюсь в некоторой помощи семьи и друзей, потому что есть вещи, которые не могу сделать самостоятельно. Но ведь многие люди имеют разные проблемы и ограничения. А у меня, например, нет проблем с передвижением: у меня есть белая трость и своеобразная карта моего города – в памяти. 

— Как шахматная доска?
— Да, точно! Я же шахматист. Так что я помню улицы, повороты, все нужные мне направления. 

— Как вы думаете, Варшава комфортна для людей с инвалидностью – не только для слепых?
— За 15-20 лет многое изменилось к лучшему. Например, каждый светофор имеет звук, в метро есть лифты для людей на колясках. 80 процентов автобусов оснащены системами, которые позволяют колясочникам пользоваться общественным транспортом. Но самое главное: очень изменилось отношение людей. Они готовы помогать. Иногда это даже забавно, потому что когда я иду из пункта А в пункт Б, я знаю досконально дорогу, но всегда получаю 5-8 предложений помочь!

— Кто помогает вам в обычной жизни? Кто верит в вас и поддерживает в ваших увлечениях?
— У меня большая семья: жена, трое сыновей.

— О! да вы богатый человек!
— Да! А еще у меня много родственников и друзей. Например, на Родос я приехал со своим другом Давидом – мы знакомы со времен шахматных турниров.  

— Быть таким сильным человеком как вы – непросто. Что вы посоветуете тем, кто столкнулся в жизни с очень тяжелыми обстоятельствами и уже готов сдаться?
— Могу сказать, что самое главное всегда – в наших головах, в наших мыслях. Ведь, согласитесь, у каждого человека есть проблемы. Просто одни проблемы всем заметны – например, если человек передвигается на коляске, а другие, скажем, проблемы в семье, в личной жизни – не так очевидны, но тоже причиняют боль.
Поэтому самое важное – наш оптимизм, наш способ мышления: если у меня есть сложности, я могу их преодолеть, стать лучше. Даже если вы потеряли слух или зрение, у вас нет ноги или руки – это еще не конец. Да, конечно, будет нелегко. Но если сидеть и плакать, то точно ничего не получится. А вот если попробовать! В конце концов, мой опыт доказывает, что слепой в состоянии сделать то, что трудно для человека даже со 100-процентным зрением.

Мы просили Анну задать Петру вопрос: не страшно ли ему падать в море? Признаемся, ждали мотивирующего ответа. А он вдруг стал объяснять технические детали: «Я подплываю к вершине мачты, а когда уже держусь за нее, то слегка приподнимаю. Чувствую направление ветра, потихоньку двигаюсь вдоль мачты к гику. Ставлю стопы на доску, и вот у меня уже полный контроль! Так что нет, не страшно – это лишь вопрос техники».
И нам показалось, что это самый точный и правильный ответ: подниматься после падений и продолжать движение – это всего лишь вопрос техники.