Личное пространство — необходимое условие. С него начинается осознание и выстраивание своих границ.

У детей в детских домах личные границы почти всегда размыты: не только потому, что нет ничего своего — своей комнаты, например, — но и потому, что их тело им не принадлежит.

Например, в группу малышей в доме ребенка могут зайти посторонние педагоги, посетители, врачи. Детей трогают, берут на руки, а они не могут отказаться — решения за них принимают педагоги и руководство детского дома. Особенно часто такое вмешательство происходит, когда приезжают спонсоры или телевидение — воспитанников показывают гостям, просят улыбаться.

Чем вредит отсутствие личного пространства?
Когда все становится общим, когда нет ничего своего, — значит, нет осознания «я — отдельный», «я есть». Это происходит от того, что ребенок находится в вечном слиянии со всеми.

А когда нет границ — нет и чувства безопасности. Тогда человек, который живет, казалось бы, под присмотром, вырастает в ощущении не проходящей тревоги и беспокойства.

___
#фондподаримнекрылья
#бфпмк_колонкапсихолога