Театр движения «Лик» был основан в 1982 году в Узбекистане Лидией Севастьяновой и сначала получил мировую известность как коллектив современного танца.

Спектакли сочинялись путем импровизации. Актеры вместе с руководителем изучали рождение жеста: как он создается, что становится импульсом к движению?

Первый опыт работы с инвалидами случился в 1996 году во Франции, где Севастьянова проводила мастер-класс. Среди стажёров была девушка, передвигавшаяся на костылях. Её участие в итоговом показе поразило зрителей, а для режиссера стало подтверждением того, что в театре зритель видит актёра на уровне души, и значит, в танцевальном спектакле может участвовать и человек с несовершенным телосложением. Положительный опыт вдохновил исследовать направление дальше.

Севастьянова рассказывает, что сначала был организован просто кружок для детей: «С помощью специального тренинга, через образные, игровые упражнения я помогала ребятам разрабатывать опорно-двигательный аппарат, делать его более пластичным и послушным. Затем ставила для них танцевальные миниатюры. Возникли серьезные хореографические композиции, требующие помощи профессиональных актеров, как в творческом плане, так и в техническом, например, для того, чтобы перемещать ребят на колясках или направлять на сцене детей с умственной инвалидностью. Таким образом, стали возникать постановки, в которых совместно участвовали люди с инвалидностью и профессиональные актеры».

Первый большой спектакль был создан в 2004 году. Он назывался «Мне снится, что я хожу…» и был посвящен людям с нарушенной опорно-двигательной системой, которым часто снится, как они свободно передвигаются. После, в новом интегрированном составе «Лик» начал создавать другие спектакли, обращаясь за названиями и темами к опыту реальной жизни.

Во время репетиций выявляется много жизненных сюжетов и ситуаций, и нет необходимости заимствовать драматургию. Хореография тоже не сочиняется отдельно: она рождается в процессе танцевальной импровизации, когда взаимодействие разных актеров находит воплощение в жестах и движениях.

Последние шесть лет театр существует как интегрированный, объединяя почти сорок артистов, более половины которых — люди с ограниченными возможностями: на инвалидных колясках, с синдромом Дауна, олигофренией, ДЦП, глухонемые и даже незрячие.

__
#фондподаримнекрылья
#бфпмк_мировойопыт